Разработка и производство

аккумуляторов и батарей

промышленного назначения

МЕДИА

В современных условиях, когда авиаперевозки ограничены, а транспортировка грузов по морю осложняется дефицитом контейнеров, именно железнодорожная отрасль идет в рост и становится транспортным лидером. При этом любое крупное производство нуждается в надежных поставщиках. Политика импортозамещения России и региональные программы дают возможность развития локальным отечественным производствам, которые заинтересованы в работе с флагманами промышленности, обеспечивающей наши железные дороги.



1,3 млрд рублей и 160 км/ч

В Саратовской области десятки предприятий занимаются изготовлением комплектующих для Трансмашхолдинга (ТМХ) – одного из лидеров российского транспортного машиностроения. Это необходимо для бесперебойного выпуска технологичных локомотивов, электропоездов, поездов метро, вагонов локомотивной тяги. Наш регион поставляет кабели, тормозные системы, сложную электронику и другие компоненты.

Среди предприятий, участвующих в поставках, – ЭПО "Сигнал", филиалы "Электропромсбыт", ООО "Техкомплект", "Промэнергосистемы".

Сумма годовых закупок в Саратовской области только у ТМХ – 1,3 млрд рублей.

Один из ключевых поставщиков для Трансмашхолдинга – это Завод автономных источников тока. Он производит системы автономного энергообеспечения, аккумуляторы и батареи. С начала этого года ЗАИТ увеличил (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) на 15% отгрузку своей продукции. Она используется в новейших разработках ТМХ – поездах метро "Балтиец", которые строятся для Санкт-Петербурга, а также в городских поездах "Иволга".Только за 9 месяцев 2023 года ТМХ получил 46 комплектов аккумуляторных батарей 90KGL140P. Они пошли, в том числе для комплектации двух составов инновационного российского продукта – "Иволга 4.0", который курсирует по Московским центральным диаметрам (МЦД). Такие поезда стали известны своим быстрым разгоном и впечатляющей скоростью – до 160 км/ч.

"Наше транспортное машиностроение – метро, электропоезда – в последнее время было на очень приличном уровне. Вполне в тренде мировой транспортной моды. Конечно, вызовы сейчас есть. Тем не менее, охотно верю, что наши производители делают качественные комплектующие. В течение ближайших пару лет станет ясно, действительно ли оправдаются положительные прогнозы по 100% импортозамещению транспорта. Я оптимист, тем более, знаю ситуацию на крупных предприятиях. Искренне желаю им успехов! У них есть серьезная инженерная служба и большие возможности", - прокомментировал текущую ситуацию в сфере транспортного машиностроения научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин.

Куда идут наши детали?

Разнообразие деталей и систем, производимых в Саратовской области, необходимо, в первую очередь, самым технологичным видам электротранспорта в столицах. В Москве и Санкт-Петербурге уже давно успешно зарекомендовали себя современные электропоезда ЭП2Д и "Иволга", поезда метро "Москва" и "Балтиец", которые являются на 100% отечественными разработками и производятся в нашей стране. Все это продукция Трансмашхолдинга.

Есть и другие значимые проекты – пассажирские вагоны и локомотивы, например, современные 2ТЭ25КМ и "Ермак", которые обеспечивают транспортное сообщение между всеми регионами России и за рубежом. Их используют не только на железной дороге, но и для перевозок на крупных горнодобывающих предприятиях.

На Международном железнодорожном салоне техники и технологий "PRO//Движение.Экспо", прошедшем в августе в Санкт-Петербурге, ТМХ представил новинку – контактно-аккумуляторный маневровый электровоз постоянного тока с асинхронными тяговыми двигателями и бортовым накопителем энергии ЭМКА2. Это первая подобного рода разработка в истории российского машиностроения.

Технику ТМХ можно встретить в любом регионе, где проложена железная дорога. Поезда, выпущенные на заводах компании, работают во всех российских метрополитенах. Поставки продукции холдинга осуществляются в 30 стран.

В состав Трансмашхолдинга входят почти все российские предприятия, выпускающие сложную железнодорожную технику, в том числе энгельсский "Трансмаш". В общей сложности в ТМХ работают около 40 тысяч человек, а если прибавить к ним сотрудников компании "Локотех", которая является подразделением холдинга, отвечающим за ремонт и обслуживание подвижного состава, то общее количество занятых приблизится к 100 тысячам.

ТМХ принимает активное участие в реализации Транспортной стратегии России до 2030 года, разработанной правительством нашей страны. Общая деятельность холдинга затрагивает, прежде всего, уровень поставок подвижных составов для городского транспорта и железнодорожного сообщения. Но также есть стратегические проекты: зарубежные контракты или, например, создание локомотивов для Восточного полигона.

Процесс закупок

Какие этапы у самого процесса закупок для такого большого производства? Процедура стандартная: приходит запрос на коммерческие предложения, где есть информация про комплектующие на просчет по кооперации – обычно это мелкие детали, которые завод не может или не хочет готовить, поэтому обращается в регионы.

"В целом, в Саратовской области все друг друга знают, конечно, так что конкуренция есть. О заказах тоже все получают предложения", - отмечает Александр Антонов, директор по производству "Техкомплект" – компании, которая поставляет Трансмашхолдинг тормозное оборудование, крепежи специального назначения, штамповки и другую продукцию. Кстати, предприятие получает поддержку на региональном уровне в рамках совместных программ регионального и федерального Фондов промышленности.

Затем идет утверждение итоговой цены – часто в форме мини-тендера. После выявления победителя заключается договор на изготовление деталей.

"Обычно подробности не разглашаются – например, никто не публикует чертежи", - поясняет Антонов. И только после этого стартует производство.

Основные требования к поставщику – наличие системы менеджмента качества, прослеживаемость от заготовки до готовой детали. "После подтверждения сертификатами оформляем отпуск продукции, делаем паспорт на нее. Документы отправляем заказчику, даже если это небольшие комплектующие, типа гаек. Отслеживаем операции по базе 1С, если вдруг что-то утеряно, всегда можно восстановить", - рассказывает Антонов.

"Отмечу, что работа с ТМХ налажена, поставлена на поток, никаких проблем нет. Для нас не существует такого понятия как "красиво", есть понятие "по чертежу"! Нам ясно, что хочет заказчик, это нормальный рабочий процесс. Коммуникация идет без вопросов. Сейчас объем вырос – взаимодействия с российскими производителями, конечно, стало больше. Растем, что приятно!", - заключает Антонов.

Об аккумуляторах, созданных специально для ТМХ, и о процессе их поставки рассказал коммерческий директор ООО "Завод АИТ" Александр Шаршатенко: "В настоящее время ЗАИТ осуществляет серийные поставки аккумуляторов и батарей для всех видов железнодорожного подвижного состава. Создавая продукцию для нужд ТМХ, мы ориентируемся на самые современные технические решения. Завод модернизирует существующие изделия и расширяет линейку выпускаемой продукции. Например, аккумулятор KH100P и аккумуляторная батарея 56KH100P разработаны специально для вагонов метро "Балтиец"".

Первоначально для "Балтийца" ЗАИТ предложил аккумуляторную батарею56KGL125P – ее раньше поставляли для использования в поездах метро столицы Болгарии, Софии. Но во время работы стало понятно, что есть дополнительные технические требования. "Балтиец", по плану конструкторов ТМХ, должен иметь возможность двигаться за счет энергии аккумуляторных батарей, без подключения к контактной сети.

"В связи с этим, в сжатые сроки, наши специалисты разработали конструкцию аккумуляторов KH100P, без изменения ранее согласованных габаритов. В отличие от KGL125P, новые аккумуляторы можно разряжать высоким током для обеспечения требуемой мощности в тяговом режиме состава от аккумуляторной батареи. Также, учитывая возросшее энергопотребление современных вагонов метро, Завод АИТсоздал щелочные аккумуляторы KGL125P с увеличенной емкостью", - добавляет Шаршатенко.

Стратегия на завтра

Последние годы в регионе действует государственная программа "Развитие промышленности в Саратовской области", в которой есть специальная подпрограмма "Развитие предприятий транспортного машиностроения". Вообще, именно машиностроение и химическая промышленность остаются лидерами роста в регионе, по мнению экспертов. Опираясь на помощь областного правительства, компании активно развивают свою производственную базу и получают возможность расширять спектр продукции, предлагаемой рынку.

Взаимодействие с саратовскими предприятиями позволяет Трансмашхолдингу не только обеспечить комплектацию современного подвижного состава, но и исключить риски, вызванные санкционным давлением. У холдинга очень многое получается – президент России Владимир Путин на встрече с генеральным директором ТМХ Кириллом Липой, оценивая достигнутые результаты, отметил: "Здорово. Поздравляю Вас. Действительно хороший пример эффективной работы".

Технологический суверенитет становится возможен благодаря плодотворному партнерству крупного производителя с регионами. В планах у ТМХ – увеличивать взаимодействие с саратовскими предприятиями в следующем году.

 

Успехи импортозамещения:

https://www.vzsar.ru/special/2023/10/04/yspehi-importozamescheniya.html