Завод автономных источников тока с прошлого года проходит через процедуру банкротства. 2 октября Арбитражный суд Саратовской области поддержал решение собрания кредиторов об открытие конкурсного производства сроком на полгода. Что это значит, и как отразится на деятельности предприятия и его работниках?

 

К своему 90-летнему юбилею предприятие подошло с задолженностью в размере 1 млрд. руб. из них 730 млн руб.досталисьв наследство от прежней управляющей компании, ПАО ЗАИТ, а также со спорами между собственниками, владеющими по 50% долей предприятия - «ТМХ Энергетические решения», за которой маячат гиганты российской экономики Трансмашхолдинг и «Росатом» и саратовская бизнес-леди Валентина Бондарева.

 

В прошлом году по результатам налоговой проверки у ЗАИТа была обнаружена существенная недоплата в бюджет, в результате чего он стал крупным должником. Владельцы винят в образовании долга друг друга и не могут договориться, как его выплачивать. Независимые наблюдатели, знакомые с ходом дел, говорят, что Бондарева и Ежов пытаются блокировать работу предприятия, отказавшись вносить средства, необходимые для погашения задолженности или продать долю по рыночной стоимости.

 

Завод автономных источников тока, который производит никель-кадмиевые аккумуляторы, имеет очень большое значение для российской экономики, особенно транспорта. Его продукция повсеместно используется в конструкции подвижного состава – локомотивов, пассажирских вагонов, электропоездов, поездов метро.

 

Жизненно заинтересованные в оздоровлении завода владельцы «ТМХ Энергетических решений» пошли по пути его введения наблюдения с последующим введением конкурсного производства, которое позволяет полностью освободить завод от долгов. Введение осенью на процедуры наблюдения позволило разблокировать счета, закрытые в связи с непогашенной налоговой задолженностью и невозможностью получения рассрочки по оплате и возобновить нормальную хозяйственную деятельность.

 

Результаты не заставили себя ждать. С прошлого ноября на заводе ежемесячно увеличивается объем выпуска. С начала 2023 года предприятие на 14% увеличило отгрузку аккумуляторов и аккумуляторных батарей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Коллектив был полностью сохранен. За указанный период была проведена работа по увеличению на 16% заработной платы сотрудников. «ТМХ Энергетические решения» говорят о грядущей модернизации предприятия и расширении выпуска продукции.

 

В то же время введение наблюдения позволило рассчитаться с долгами по налогам - – в феврале была погашена задолженность перед бюджетом в размере 273 млн руб.

 

В сентябре 2023 года Валентина Бондарева обратилась к гендиректору предприятия Станиславу Егорову с требованием о созыве внеочередного собрания участников для принятия решения «Об удовлетворении участниками всех требований кредиторов ООО «Завод АИТ», включенных в реестр требований кредиторов Общества». Как отмечает Егоров, «принять решение по данному вопросу участники могут в процедуре конкурсного производства, что является одним из способов погашения задолженности». Второй способ – погашение долгов завода самими участниками. Однако, как отмечают наблюдатели, Валентина Бондарева не согласилась участвовать в выплате долгов. Совладелица предприятия заявляла о намерении провести собственный аудит, однако, как сообщили на ЗАИТ, ее представители отказались выполнять требования законодательства при проведении аудита, в том числе подписать соглашение о конфиденциальности и соблюдение порядка ознакомления и получения документов.

 

«Тактика Бондаревой и Ежова напоминает поведение типичных инвесторов-стервятников, которые оказывают давление на партнеров по бизнесу с целью добиться от них максимальных уступок», - говорит попросивший не называть своего имени московский бизнес-аналитик. – «Наиболее талантливые бизнесмены подобного рода, такие как американец Кеннет Дарт, становятся долларовыми миллиардерами. Они обычно блокируют принятие любых решений, необходимых для работы бизнеса, требуя существенных отступных или бонусов».

 

«В случае с ЗАИТом, реальные требования Бондаревой и Ежова известны только им и их партнерам из «ТМХ Энергетических решений», - добавляет он.

 

В условиях споров между совладельцев предприятия, единственным выходом из ситуации стало конкурсное производство. Его в качестве реальной возможности расплатиться с долгами и выбрали на собрании кредиторов. В случае утверждения данного решения судом завод перейдет в конкурсное производство.

«Сообщаю, что введение конкурсного производства не означает остановку завода и увольнение работников. Прекращение хозяйственной деятельности возможно только в случае такого решения кредиторов и такого решения не принято. Поэтому предприятие продолжит работу в обычном порядке», - заявил Станислав Егоров после собрания кредиторов.

 

С обращением к работникам выступил и гендиректор ООО «ТМХ Энергетические решения» Кирилл Сабуров:

«Мы хорошо знаем, что ситуация, в которой оказался ЗАИТ, возникла не по вашей вине. Высоко ценим ваш труд и усилия, которые прилагаются для обеспечения работы предприятия. Считаем, что антикризисная программа, которая реализуется на заводе в течение последнего года, доказала свою эффективность и позволит после завершения предусмотренных законом процедур упрочить позиции завода, как лидера отечественного рынка щелочных никель-кадмиевых аккумуляторов»

В ТМХ ЭР подчеркивают, что заинтересованы в аккумуляторах ЗАИТа, а следовательно – продолжении нормальной работы завода. Нет сомнений, что компания будет за него бороться.

 

ЗАИТ также поставляет щелочные батареи и еще одному предприятию ТМХ – Брянскому машиностроительному заводу для локомотива 2ТЭ25К «Пересвет» и электровоза семейства ЭС5К «Ермак». Благодаря продукции саратовского предприятия, эти локомотивы возможно выпускать, несмотря на санкционные ограничения.

 

Московскому метро ЗАИТ поставляет аккумуляторные батареи в комплекте с подвагонными ящиками, укомплектованными системами зарядной автоматики и пожаротушения. Такое комплексное решение ускоряет монтаж или замену аккумуляторов на транспорте.

 

Очевидно, что основные потребители продукции ЗАИТ: производители рельсовой техники, РЖД и метрополитены – заинтересованы в благополучии завода. Альтернативы продукции ЗАИТа на сегодня просто нет. При этом конкурсное управление не ограничивает завод во взаимоотношениях с работниками и партнерам, и значит, что столь значимое для региона предприятие не только продолжит работу, но и сможет развиваться.

 

Читайте на WWW.SARATOV.KP.RU:

https://www.saratov.kp.ru/daily/27565.5/4833716/

 

 

https://sarinform.ru/news/community/do-kontsa-2023-goda-zait-proizvedet-dlya-poezdov-ivolga-78-komplektov-akkumulyatornyh-batarey

https://www.vzsar.ru/special/2023/10/04/yspehi-importozamescheniya.html