Ко Дню Машиностроителя

Завод автономных источников тока – одно из старейших предприятий города, на днях ему исполнилось 79 лет.

Приведем немного истории.

Весной 1931 года на пустыре южной окраины города Саратова началось строительство завода по производству щелочных аккумуляторов. Официальной датой рождения «Завода № 195» стало 18 сентября 1933 года, когда состоялся пуск первой его очереди.

Начинаются трудовые будни. Строятся новые корпуса, осваивается производство аккумуляторов для шахтерских ламп, для питания моторов рудничных электровозов. В годы войны часть завода эвакуируется на Урал, а оставшиеся в Саратове осваивают производство никель-железных аккумуляторов для питания средств связи. В эти годы заводу неоднократно присуждались переходящие Красные знамена Госкомитета обороны и ВЦСПС. Мирная жизнь стала началом научно-технического прогресса на заводе. Разрабатываются новые технологические процессы, автоматизируется производство, расширяется номенклатура изделий.

В 1967 году, на заре своей юности, он стал называться «Завод щелочных аккумуляторов». Изделия с маркой СЗЩА поставляются более чем в 20 стран мира. А в 1975 году создается производственное объединение «Маяк» по выпуску химических источников тока. Завод щелочных аккумуляторов является головным предприятием объединения. Входят в строй новые корпуса №6 и №7, строятся жилые дома, детские дошкольные учреждения, общежитие, базы отдыха на Черном море и на Волге. Слаженная творческая работа коллектива дала возможность заводу развиваться, преодолевать трудности экономического характера.

С 1994 года, находясь на пике, а точнее сказать – в яме кризиса, охватившего страну, завод преобразуется в Открытое акционерное общество «Завод автономных источников тока». Начинается время новых побед и свершений. Завод вынужден закрывать спецпроизводства и осваивать новые изделия, которые не выпускались в России и странах СНГ. Производство аккумуляторов и батарей на их основе для железнодорожного транспорта стало основным направлением развития завода в эти и последующие годы

Экономический обвал 1998 года, финансовый кризис 2008 года стали серьезными испытаниями на прочность. Но коллектив завода делает все возможное, чтобы флагман отечественной аккумуляторной промышленности выстоял.

На сегодняшний день уже смело можно говорить о позитиве. Погашена значительная часть задолженности в Пенсионный фонд, ТГК, по налогам. При принятии Коллективного договора установили минимальный размер оплаты труда на заводе 5830 руб. и во втором полугодии не менее 6522 руб., т. е. выше среднего по стране уровня.

Провели индексацию заработной платы в два этапа, с 1 мая и с 1 сентября, в общей сложности увеличение составило 1000 руб. для каждого работника. Может быть не велика сумма, но для нас, однозначно, шаги вперед. Средняя зарплата сейчас на заводе 18,5 тыс. руб., а к концу года ее уровень должен достигнуть 20 тыс.

Много еще вопросов и нерешенных проблем, но есть стремление и желание удержать завод на плаву, тем более, что и перспективы развития есть. Остается востребованным основное направление нашей работы – это обеспечение аккумуляторными батареями всех видов подвижного состава, находящегося в эксплуатации: пассажирских железнодорожных вагонов, тепловозов, электровозов, а также всех новых разработок железнодорожной техники. Мы обеспечиваем потребности не только ОАО «РЖД», но и других предприятий России и стран СНГ. Наша продукция выдерживает конкуренцию с лучшими аккумуляторными концернами, что позволяет осуществлять регулярные поставки в страны Евросоюза. Это доказывает, что по своей основной продукции завод находится на мировом техническом уровне.

Но есть и новые направления. Это аккумуляторы серии KGL, необслуживаемые, которые разработаны и введены в серийное производство и уже используются в Московском метрополитене. Их новая серия вагонов полностью оснащается нашими батареями, т.к. они отвечают европейским стандартам. Помимо полной комплектации: аккумуляторная батарея, автоматика, система пожаротушения, большим плюсом является и удобство в эксплуатации: батареи залиты электролитом, заряжены и размещены в современном удобном аккумуляторном контейнере. Только подключай и работай.

На Тверском вагоностроительном заводе начинается выпуск принципиально новых двухэтажных вагонов, которые будут использоваться на линии Москва-Петербург, а в дальнейшем и Москва-Сочи, там также планируется использовать наши батареи этой серии.

Что касается городского электротранспорта, то это тоже один из основных наших потребителей. В наше стремительное время заполнение дорог автотранспортом очень сильно ухудшило экологию. И в связи с этим возрос интерес к электротранспорту. Сейчас идет новая волна – троллейбусы с автономным ходом и электробусы (т. е. троллейбус двигающийся без проводов), в них тоже предполагается использовать наши аккумуляторные батареи.

Кроме транспортных направлений активно осваивается выпуск систем автономного энергообеспечения (ИБП), которые позволяют обеспечить надежность резервирования при отключении центрального электроснабжения. Система автономного энергообеспечения, является единственным способом защиты от внезапного отключения сетевой электроэнергии, социально значимых объектов, особенно, где не допустимы даже кратковременные сбои электроснабжения. На данный момент, системы ИБП установлены и успешно эксплуатируется в Балтайской ЦРБ и котельной детского сада. Ведется работа по установке ИБП в Перинатальном центре, так же планируется установка в областной клинической больнице, областной онкологический диспансер №1 и в Саратовской областной детской клинической больнице. Успешно работают наши батареи на базовых станциях сотовой связи, в энергетической отрасли на электроподстанциях, а так же в газовой и нефтяной промышленности.

Разрабатываем новые технологии, участвуем в тендерах, есть потенциал освоить принципиально новые источники. И, конечно, главное, что есть у завода – это дружный сплоченный коллектив, который любит свой второй дом, и, несмотря на послекризисные трудности, поддерживает родное предприятие.

В День завода были подведены итоги проделанной работы. Награждены Лучшие работники года с вручением дипломов, Почетных грамот и Благодарностей Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации и Саратовской области. И конечно же, был праздничный концерт. Эстрадный ансамбль «Акустик-Бенд» подарил незабываемые минуты радости и хорошего настроения.

В преддверии Дня Машиностроителя позвольте поздравить всех заводчан и ветеранов завода с праздником, пожелать всем здоровья, счастья. Пусть процветает наш завод, а вместе с ним и весь коллектив.

Председатель профкома ОАО «Завод АИТ»

Максимович С.Ю.

Источник:http://saratov.kommersant.ru

Подпись